Федеральный уровень

Федеральная инновационная площадка «Техномир: развитие без границ» 

 

1 Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы работы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него любознательности, творчества, инициативности и самостоятельности — задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта ДО.

Проект «ТехноМир» направлен на формирование системы работы по техническому направлению с привлечением родительского сообщества и с учетом предприятий регионов РФ.


2 Объект исследования

Техническое творчество детей дошкольного возраста.

3 Предмет исследования

Технологии и условия развитие технического творчества детей дошкольного возраста, с учетом специфики региона участника площадки.

4 Гипотеза исследования

Условиями эффективности внедрения детского технического творчества является:

  • отбор методик, технологий, активизирующих конструктивно-модельную, познавательно-исследовательскую деятельность детей;
  • организация эффективных форм взаимодействия детей и взрослых.

5 Цель и задачи исследования

Цель: разработка системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать современные практики развития детского технического творчества в системе дошкольного образования.
  2. Проанализировать современную предметно-пространственную среду и сформировать технический паспорт.
  3. Разработать методические рекомендации по формированию игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций.
  4. Разработать методические рекомендации по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ.
  5. Разработать сценарии мероприятий с родителями по развитию детскому техническому творчеству.
  6. Провести мониторинг результатов развития технического творчества детей дошкольного возраста

6 Направления экспериментальной работы

Направление деятельности инновационной площадки:
— повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах технического развития дошкольников;
— разработка детских проектов технической направленности и итоговых мероприятий к ним, с учетом специфики регионов РФ;
— разработка модели игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций.
— оформление методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций по развитию детского технического творчества

7 Используемые методики

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и значении для образного мышления изучался Н.Н.Поддьяковым, И.С.Якиминской, а для развития пространственного воображения М.Б.Ребусом. Идея о конструктивной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А.Р.Лурией, а поддержал и развил ее в экспериментальных исследованиях Л.А.Венгер.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может быть носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Подьяков), возникновения ярких эмоций (А.В.Запорожец), что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников. Исследования Л.А.Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью.

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — 3-е изд. — М.: Линка-Пресс, 2015.
  2. Парциальная образовательная программа дошкоьного образования «От Фрёбеля до робота»: растим будущих инженеров» : учебное пособие / Т. В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева – 2-е изд. испр. и доп. Самара : Вектор, 2018, 78с.
  3. НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет / О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Либри, 2020. — 68 с. : ил.
  4. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/ Т.В.Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
  5. В.Т.Кудрявцев Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное Статья опубликована в журнале ‘Vygotsky Studies’ (Vol. 6, 2005).
  6. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Учеб. пособие студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

8 Предполагаемые результаты

  • Создание методических рекомендации по формированию игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций.
  • Создание методических рекомендации по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ.
  • Разработка сценариев мероприятий с родителями по развитию детскому техническому творчеству.

9 Возможные риски эксперимента

  • Современная эпидемиологическая ситуация затруднит в полном объеме осуществить поставленные задачи.
  • Неорганизованная работа с родителями.

10 Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления

  • Презентация результатов.
  • Участие в научно-практических конференциях, в том числе Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест», Всероссийском конкурсе семейных проектов технического творчества «Инженерный марафон».
  • Проведение мероприятий с родительской аудиторией.
  • Публикации.
  • Отчет по итогам работы.

11 Перспективный план инновационной деятельности (по этапам)

Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:

I. Подготовительный (анализ условий, подготовка кадров, определение предприятий региона для создания проектов и сценариев в ДОО).
Обучение на курсах ПК, семинарах, мастер-классах, совещаниях.
Определение организационных условий и разработка программы инновационной деятельности, выбор групп и составление плана мероприятий, сопровождающих работу с материалами комплекса, включая обучение педагогического коллектива.
Рабочие встречи по анализу выполнения задач подготовительного этапа инновационной деятельности.
Выявление региональных особенностей и обоснование их учета в содержании образовательной деятельности.
Формирование плана работы.

II. Основной
Реализация плана работы.
Сбор материалов для методических и практических рекомендаций.
Построение взаимодействия ДОО и семьи.
Участие в мероприятиях проекта.

III. Заключительный (подведение итогов, обобщение опыта работы, публикации, презентации и др. формы трансляции достигнутых результатов)