Федеральная инновационная площадка «Техномир: развитие без границ»
1 Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность
Проект «ТехноМир» направлен на формирование системы работы по техническому направлению с привлечением родительского сообщества и с учетом предприятий регионов РФ.
2 Объект исследования
3 Предмет исследования
4 Гипотеза исследования
- отбор методик, технологий, активизирующих конструктивно-модельную, познавательно-исследовательскую деятельность детей;
- организация эффективных форм взаимодействия детей и взрослых.
5 Цель и задачи исследования
Задачи:
- Проанализировать современные практики развития детского технического творчества в системе дошкольного образования.
- Проанализировать современную предметно-пространственную среду и сформировать технический паспорт.
- Разработать методические рекомендации по формированию игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций.
- Разработать методические рекомендации по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ.
- Разработать сценарии мероприятий с родителями по развитию детскому техническому творчеству.
- Провести мониторинг результатов развития технического творчества детей дошкольного возраста
6 Направления экспериментальной работы
— повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах технического развития дошкольников;
— разработка детских проектов технической направленности и итоговых мероприятий к ним, с учетом специфики регионов РФ;
— разработка модели игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций.
— оформление методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций по развитию детского технического творчества
7 Используемые методики
Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может быть носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Подьяков), возникновения ярких эмоций (А.В.Запорожец), что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников. Исследования Л.А.Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — 3-е изд. — М.: Линка-Пресс, 2015.
- Парциальная образовательная программа дошкоьного образования «От Фрёбеля до робота»: растим будущих инженеров» : учебное пособие / Т. В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева – 2-е изд. испр. и доп. Самара : Вектор, 2018, 78с.
- НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет / О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Либри, 2020. — 68 с. : ил.
- STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/ Т.В.Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
- В.Т.Кудрявцев Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное Статья опубликована в журнале ‘Vygotsky Studies’ (Vol. 6, 2005).
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Учеб. пособие студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
8 Предполагаемые результаты
- Создание методических рекомендации по формированию игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций.
- Создание методических рекомендации по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ.
- Разработка сценариев мероприятий с родителями по развитию детскому техническому творчеству.
9 Возможные риски эксперимента
- Современная эпидемиологическая ситуация затруднит в полном объеме осуществить поставленные задачи.
- Неорганизованная работа с родителями.
10 Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления
- Презентация результатов.
- Участие в научно-практических конференциях, в том числе Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест», Всероссийском конкурсе семейных проектов технического творчества «Инженерный марафон».
- Проведение мероприятий с родительской аудиторией.
- Публикации.
- Отчет по итогам работы.
11 Перспективный план инновационной деятельности (по этапам)
I. Подготовительный (анализ условий, подготовка кадров, определение предприятий региона для создания проектов и сценариев в ДОО).
Обучение на курсах ПК, семинарах, мастер-классах, совещаниях.
Определение организационных условий и разработка программы инновационной деятельности, выбор групп и составление плана мероприятий, сопровождающих работу с материалами комплекса, включая обучение педагогического коллектива.
Рабочие встречи по анализу выполнения задач подготовительного этапа инновационной деятельности.
Выявление региональных особенностей и обоснование их учета в содержании образовательной деятельности.
Формирование плана работы.
II. Основной
Реализация плана работы.
Сбор материалов для методических и практических рекомендаций.
Построение взаимодействия ДОО и семьи.
Участие в мероприятиях проекта.
III. Заключительный (подведение итогов, обобщение опыта работы, публикации, презентации и др. формы трансляции достигнутых результатов)